Творческий ступор: как начать и закончить текст

творческий ступор

Изображение Adina Voicu с сайта Pixabay

Синдром чистого листа (долговременная неспособность приступить к написанию текста) знаком даже опытным авторам. Не меньшая беда – когда нет сил закончить работу, поставить финальную точку. Сколько гениальных задумок не воплотилось потому, что автор так и не смог либо начать, либо дописать статью. Часто случается сей казус с фрилансерами. Ведь копирайтеры поставлены в жёсткие рамки заданий и должностных инструкций. Поэтому наши советы – в первую очередь, для пишущих дома.

Приступая к работе над текстом, надо в точности представлять, о чём будет повествование. Выбрав тему, сформулируйте главный вопрос, на который читатель ждёт ответ. Далее определяются с жанром и манерой изложения. Какой стиль лучше других подойдёт к выбранной теме? Строгий, академический, основывающийся на бесстрастных фактах? Или эмоциональный, основанный на экспрессивных суждениях? Что это будет, лонгрид, маленькое эссе или, быть может, интервью со сведущим человеком?

Следующий шаг – подумать о том, нужны ли герои (или эксперты) для будущей публикации. Как лучше, самостоятельно раскрыть тему или пусть это сделают другие люди — профессионалы в этой отрасли? Экспертность, конечно, повышает доверие к тексту, но и злоупотреблять именами, цитатами, комментариями тоже не стоит.

Наконец, важно знать целевую аудиторию (кому адресуется текст). Лучше писать сразу под конкретное издание, сайт или блог. В таком случае не только отчётливо представляется аудитория, но и формат, предпочтительный жанр и стилистика текста. А это облегчает творческий процесс.

Как же начать?

Первый совет: не пытайтесь создать шедевр, не настраивайте себя на это.
Расслабиться – лучший вариант старта для творческой работы. Текст вовсе не обязан быть совершенством; большинство авторов не гении, а обыкновенные, прилежные «работники пера».

Вдохновение.

 вдохновение

Photo by Kalen Emsley on Unsplash

Забудьте это слово. Состояние, когда некий голос свыше диктует гениальные фразы, – либо вымысел, либо психическое отклонение. Как правило, создание текстов – рутинный процесс. Вот и приступайте к работе, не ожидая озарений свыше.

Первая фраза – очень важный психологический фактор. После неё, часто как раз и появляются азарт, увлечённость работой. Поэтому напишите хотя бы одно, первое предложение. Пусть это будет «неотшлифованная», только что пришедшая в голову мысль, любая ассоциация, связанная с темой. Не так уж важно, каким получится первый абзац. Если работа над текстом пойдёт как по маслу, то в процессе осенит, каким будет вступление и вы за считаные минуты его перепишите. Бывает в конце работы первый абзац удаляют, потому что последующий окажется удачнее, точнее и эффектнее.

А вот с заглавием спешить не нужно. Конечно, если есть варианты, их стоит записать (вдруг забудутся). Но лучше придумывать и заголовок, и лид уже к готовому тексту. Опытные люди уверяют: поспешно сформулированное название навязывает ложное развитие сюжета или неподходящий стиль изложения.

План статьи

Не поверите, но часто авторы, приступая к работе, обходятся без чётко выписанного плана. Некая схема текста, конечно, существует, но только в голове. Более того, проект меняется в процессе работы. Глава, изначально казавшаяся необходимой, изымается, другая прибавляется. То есть, ничего страшного, если нет отчётливого плана будущей статьи.

Часто сначала пишут всё, что думают, а уж затем структурируют текст. Не стоит принуждать себя писать последовательно, гладко, чтобы каждое суждение вытекало из предыдущего. Просто фиксируйте мысли. Расставить идеи по местам, связать между собой, выстроить логическую цепочку можно и потом, на другом этапе. Многие популярные литераторы, журналисты, копирайтеры пишут именно так, не с первой попытки.

Как продолжить?

И такое случается: после успешного старта, процесс застопорился. Дело житейское, распространённое, и вовсе не значит, что на работе ставится крест.

Попробуйте понять причину, по которой забуксовали. Если дело в банальной усталости, переключитесь на другое занятие: погуляйте с собакой, сделайте уборку, приготовьте и съешьте обед.

Важный секрет: не пялиться в открытую страницу, не пытаться дописать, переписать… А действительно отвлечься: именно тогда и мысли, и подъём появятся сами.

Хороший способ разблокировать творческую энергию – поговорить с людьми на тему предстоящей публикации. Речь не об экспертах, пусть собеседником будет родственник, сосед или первый встречный.

А ещё советуем погуглить, чтобы узнать, что пишут на «вашу» тему другие. Новые мысли, идеи и взгляд со стороны стимулируют дальнейшую работу над текстом.

Как закончить?

Трудоголизм – вовсе не то, чем стоит гордиться. Собственно, как и какой бы то ни было зависимостью. Скучно, трудно, не хочется – не пишите. Но, отдохнув, перечитайте текст: возможно, уже сказано всё, что требуется, и дан ответ на главный вопрос. В таком случае стоит закругляться.

Профессионалы знают: придумать удачное завершение статьи иногда трудней, чем начало. Используют три универсальных способа закончить авторский текст.

  • Первый – сделать вывод из написанного, подвести краткое резюме.
  • Второй – дать практический совет или призвать читателя к действию.
  • И третий – завершить работу риторическим вопросом, который подтолкнёт аудиторию к дальнейшим раздумьям над темой.

Впрочем, результативнее четвёртый способ: оставить текст на время без концовки. Отдохнуть, абстрагироваться, а затем перечитать себя чужим, свежим взглядом. В итоге отдохнувшее сознание непременно выдаст тот недостающий, завершающий аккорд.

И последнее. Недовольство собственным текстом – это нормально. Даже статья, вызывающая восторг у заказчика, не кажется замечательной сразу же после завершения. Возможно, позже поймёте, что недооцениваете собственные тексты и способности.

Tags: 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

Очень познавательная

Очень познавательная статья, благодарю! Я начинающий копирайтер и, приступая к работе, использую принцип "Писать все подряд". Выписываю все свои мысли на заданную тему. Пишу, пока не почувствую, что хватит. Больше нет мыслей - хочется залезть в компьютер и погуглить, что думают об этом другие источники. Свободное письмо позволяет мне найти интересные идеи, "Расписать перо", снять страх перед чистым листом. Я часто пользуюсь именно этим приемом.

Иногда я завожу таймер на 25 минут и пишу. Такая техника называется "Помодоро". Затем перерыв 5 минут. И новый заплыв на 25 минут. Несколько подходов - и текст готов!

А вот с концовками у меня бывают затыки. Спасибо большое за ваши три идеи окончания статьи. Обязательно попробую в следующий раз!

Хороший текст - сплав трудолюбия и таланта

Спасибо за статью. Приятно осознавать, что с похожими проблемами сталкиваюсь не только я, но и многие другие копирайтеры. Отсутствие вдохновения, времени, а иногда и информации по теме очень тормозят выполнение заказа, а ещё и занижают самооценку. Из статьи почерпнула для себя действенные советы, которые буду применять не только в копирайтинге, но и в повседневной жизни, например, смена деятельности, чтобы мозг перезагрузился и начал работу с чистого листа.

Мой опыт

Статья действительно полезна, причем не только для новичков, но и для опытных копирайтеров. Мой опыт работы в данной сфере составляет более 8 лет, но мне показалось необходимым еще раз перечитать о том, что важно останавливаться, делать паузы, разгружать голову на затыках мысли.

Что касается начала и конца, то лично я предпочитаю начинать с подводки к ответу на главный вопрос, который раскрывается в статье, а заканчивать подведением итога и, опять же, повторением ответа на главный вопрос. Чтобы закрепить его в головах читателей. 

В последнее время заказчики требуют максимальной конкретики и схематичности, так что не надо забывать и о том, что введение/заключение должны быть, в первую очередь, информативными и полезными для читателя, а не состоять из сплошной воды.

Вот так работаю Я! )))

Аватар пользователя anutkaa103

На счет ожидания "пришествия музы" на все 100% согласна с автором статьи!))) Главное написать первую фразу, пусть даже самую нелепую. Как правило, потом у меня идет, как по маслу. На счет плана статьи - тут моя работа вкорне отличается от того, что указывается в данной статье. Писать все подряд, а потом менять местами абзацы - не мое это. Лично я сначала гуглю тему статьи, читаю информацию, потом выделяю главные аспекты (подтемы, если хотите) и разбиваю общий объем заказа на кусочки: 

- введение (200-300 символов)

- принцип работы механизма, например (700 символов)

- плюсы / минусы механизма (2000 символов)

- заключение (300 символов)

Мне так проще задать себе определенный ритм, сконцентрироваться на определенных мыслях в конкретной части статьи.

Если писанина вообще не прет, начинаю уборку, приготовление еды, иду гулять, включаю фильм или просто ложусь спать. Мозги нужно проветривать, а из под палки лезет сплошная ахинея. 

Как правило, мои тексты мне нравятся)))) Пусть и попахивает это нарцисизмом, но что тут поделаешь?!))))

Мне помогает дочь

Аватар пользователя Юлия Слыш(Тимченко)

Мне тоже кажется, что главное начать написание, пусть оно будет не таким классным по началу, и Вы будете править этот текст еще не раз, но вот начало, то уже положено.

Иногда очень сложно поставить точку, завершить красиво написанный текст, тогда нужно или оставить его отлежаться, или дать прочитать близкому, кто сможет посмотреть другими глазами на текст.  Я иногда прошу дочку посмотреть, она иногда даже корректирует или говорит свои мысли по этому поводу, мне это очень помогает.

Главное - начать!

Аватар пользователя anna5050

Соглашусь с автором - главное начать, а потом уже и идеи в голову умные приходят и вдохновение.  И тогда ты уже входишь в этот “поток” и только успеваешь записывать приходящие на ум мысли. Для этого, возможно, иногда необходимо вдохновиться  статьями других авторов на схожую тематику. Это дает возможность рассмотреть вопрос с разных сторон и стать более убедительным в своей точке зрения.  

Лично на своем опыте, могу сказать, что наиболее серьезную проблему вызывает концовка текста. Встает вопрос: ”Как завершить?”... Спасибо автору за три универсальных совета. Я думаю, наиболее интересыный способ - это подтолкнуть аудиторию к дальнейшим раздумьям. В этом случае, читатель точно не оставит данную статью или текст без внимания.