Творческий ступор: как начать и закончить текст

Творческий ступор

Синдром чистого листа (долговременная неспособность приступить к написанию текста) знаком даже опытным авторам. Не меньшая беда – когда нет сил закончить работу, поставить финальную точку. Сколько гениальных задумок не воплотилось потому, что автор так и не смог либо начать, либо дописать статью. Часто случается сей казус с фрилансерами. Ведь копирайтеры поставлены в жёсткие рамки заданий и должностных инструкций. Поэтому наши советы – в первую очередь, для пишущих дома.

Приступая к работе над текстом, надо в точности представлять, о чём будет повествование. Выбрав тему, сформулируйте главный вопрос, на который читатель ждёт ответ. Далее определяются с жанром и манерой изложения. Какой стиль лучше других подойдёт к выбранной теме? Строгий, академический, основывающийся на бесстрастных фактах? Или эмоциональный, основанный на экспрессивных суждениях? Что это будет, лонгрид, маленькое эссе или, быть может, интервью со сведущим человеком?

Следующий шаг – подумать о том, нужны ли герои (или эксперты) для будущей публикации. Как лучше, самостоятельно раскрыть тему или пусть это сделают другие люди — профессионалы в этой отрасли? Экспертность, конечно, повышает доверие к тексту, но и злоупотреблять именами, цитатами, комментариями тоже не стоит.

Наконец, важно знать целевую аудиторию (кому адресуется текст). Лучше писать сразу под конкретное издание, сайт или блог. В таком случае не только отчётливо представляется аудитория, но и формат, предпочтительный жанр и стилистика текста. А это облегчает творческий процесс.

Как же начать?

Первый совет: не пытайтесь создать шедевр, не настраивайте себя на это.
Расслабиться – лучший вариант старта для творческой работы. Текст вовсе не обязан быть совершенством; большинство авторов не гении, а обыкновенные, прилежные «работники пера».

Вдохновение.

Забудьте это слово. Состояние, когда некий голос свыше диктует гениальные фразы, – либо вымысел, либо психическое отклонение. Как правило, создание текстов – рутинный процесс. Вот и приступайте к работе, не ожидая озарений свыше.

Первая фраза – очень важный психологический фактор. После неё, часто как раз и появляются азарт, увлечённость работой. Поэтому напишите хотя бы одно, первое предложение. Пусть это будет «неотшлифованная», только что пришедшая в голову мысль, любая ассоциация, связанная с темой. Не так уж важно, каким получится первый абзац. Если работа над текстом пойдёт как по маслу, то в процессе осенит, каким будет вступление и вы за считаные минуты его перепишите. Бывает в конце работы первый абзац удаляют, потому что последующий окажется удачнее, точнее и эффектнее.

А вот с заглавием спешить не нужно. Конечно, если есть варианты, их стоит записать (вдруг забудутся). Но лучше придумывать и заголовок, и лид уже к готовому тексту. Опытные люди уверяют: поспешно сформулированное название навязывает ложное развитие сюжета или неподходящий стиль изложения.

План статьи

Не поверите, но часто авторы, приступая к работе, обходятся без чётко выписанного плана. Некая схема текста, конечно, существует, но только в голове. Более того, проект меняется в процессе работы. Глава, изначально казавшаяся необходимой, изымается, другая прибавляется. То есть, ничего страшного, если нет отчётливого плана будущей статьи.

Часто сначала пишут всё, что думают, а уж затем структурируют текст. Не стоит принуждать себя писать последовательно, гладко, чтобы каждое суждение вытекало из предыдущего. Просто фиксируйте мысли. Расставить идеи по местам, связать между собой, выстроить логическую цепочку можно и потом, на другом этапе. Многие популярные литераторы, журналисты, копирайтеры пишут именно так, не с первой попытки.

Как продолжить?

И такое случается: после успешного старта, процесс застопорился. Дело житейское, распространённое, и вовсе не значит, что на работе ставится крест.

Попробуйте понять причину, по которой забуксовали. Если дело в банальной усталости, переключитесь на другое занятие: погуляйте с собакой, сделайте уборку, приготовьте и съешьте обед.

Важный секрет: не пялиться в открытую страницу, не пытаться дописать, переписать… А действительно отвлечься: именно тогда и мысли, и подъём появятся сами.

Хороший способ разблокировать творческую энергию – поговорить с людьми на тему предстоящей публикации. Речь не об экспертах, пусть собеседником будет родственник, сосед или первый встречный.

А ещё советуем погуглить, чтобы узнать, что пишут на «вашу» тему другие. Новые мысли, идеи и взгляд со стороны стимулируют дальнейшую работу над текстом.

Как закончить?

Трудоголизм – вовсе не то, чем стоит гордиться. Собственно, как и какой бы то ни было зависимостью. Скучно, трудно, не хочется – не пишите. Но, отдохнув, перечитайте текст: возможно, уже сказано всё, что требуется, и дан ответ на главный вопрос. В таком случае стоит закругляться.

Профессионалы знают: придумать удачное завершение статьи иногда трудней, чем начало. Используют три универсальных способа закончить авторский текст.

  • Первый – сделать вывод из написанного, подвести краткое резюме.
  • Второй – дать практический совет или призвать читателя к действию.
  • И третий – завершить работу риторическим вопросом, который подтолкнёт аудиторию к дальнейшим раздумьям над темой.

Впрочем, результативнее четвёртый способ: оставить текст на время без концовки. Отдохнуть, абстрагироваться, а затем перечитать себя чужим, свежим взглядом. В итоге отдохнувшее сознание непременно выдаст тот недостающий, завершающий аккорд.

И последнее. Недовольство собственным текстом – это нормально. Даже статья, вызывающая восторг у заказчика, не кажется замечательной сразу же после завершения. Возможно, позже поймёте, что недооцениваете собственные тексты и способности.

Tags: 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

Очень познавательная

Очень познавательная статья, благодарю! Я начинающий копирайтер и, приступая к работе, использую принцип "Писать все подряд". Выписываю все свои мысли на заданную тему. Пишу, пока не почувствую, что хватит. Больше нет мыслей - хочется залезть в компьютер и погуглить, что думают об этом другие источники. Свободное письмо позволяет мне найти интересные идеи, "Расписать перо", снять страх перед чистым листом. Я часто пользуюсь именно этим приемом.

Иногда я завожу таймер на 25 минут и пишу. Такая техника называется "Помодоро". Затем перерыв 5 минут. И новый заплыв на 25 минут. Несколько подходов - и текст готов!

А вот с концовками у меня бывают затыки. Спасибо большое за ваши три идеи окончания статьи. Обязательно попробую в следующий раз!

Хороший текст - сплав трудолюбия и таланта

Спасибо за статью. Приятно осознавать, что с похожими проблемами сталкиваюсь не только я, но и многие другие копирайтеры. Отсутствие вдохновения, времени, а иногда и информации по теме очень тормозят выполнение заказа, а ещё и занижают самооценку. Из статьи почерпнула для себя действенные советы, которые буду применять не только в копирайтинге, но и в повседневной жизни, например, смена деятельности, чтобы мозг перезагрузился и начал работу с чистого листа.

Мой опыт

Статья действительно полезна, причем не только для новичков, но и для опытных копирайтеров. Мой опыт работы в данной сфере составляет более 8 лет, но мне показалось необходимым еще раз перечитать о том, что важно останавливаться, делать паузы, разгружать голову на затыках мысли.

Что касается начала и конца, то лично я предпочитаю начинать с подводки к ответу на главный вопрос, который раскрывается в статье, а заканчивать подведением итога и, опять же, повторением ответа на главный вопрос. Чтобы закрепить его в головах читателей. 

В последнее время заказчики требуют максимальной конкретики и схематичности, так что не надо забывать и о том, что введение/заключение должны быть, в первую очередь, информативными и полезными для читателя, а не состоять из сплошной воды.

Вот так работаю Я! )))

Аватар пользователя anutkaa103

На счет ожидания "пришествия музы" на все 100% согласна с автором статьи!))) Главное написать первую фразу, пусть даже самую нелепую. Как правило, потом у меня идет, как по маслу. На счет плана статьи - тут моя работа вкорне отличается от того, что указывается в данной статье. Писать все подряд, а потом менять местами абзацы - не мое это. Лично я сначала гуглю тему статьи, читаю информацию, потом выделяю главные аспекты (подтемы, если хотите) и разбиваю общий объем заказа на кусочки: 

- введение (200-300 символов)

- принцип работы механизма, например (700 символов)

- плюсы / минусы механизма (2000 символов)

- заключение (300 символов)

Мне так проще задать себе определенный ритм, сконцентрироваться на определенных мыслях в конкретной части статьи.

Если писанина вообще не прет, начинаю уборку, приготовление еды, иду гулять, включаю фильм или просто ложусь спать. Мозги нужно проветривать, а из под палки лезет сплошная ахинея. 

Как правило, мои тексты мне нравятся)))) Пусть и попахивает это нарцисизмом, но что тут поделаешь?!))))