Копирайтинг. Ты только мой или как увести заказчика?

Общение с бизнес-партнёром

Где бы ни работал копирайтер (на биржах контента, сайтах фриланса, форумах веб-мастеров), общение с заказчиками – это решающий в карьере момент. Умение строить отношения так же важно, как и качество текстов. 
Общение с клиентами происходит на трёх этапах:

1. Поиск работы.
2. Начальное обсуждение проекта.
3. Уточняющие вопросы.

Поиск работы

Новичкам в копирайтинге, первый этап работы покажется самым трудным. Здесь главное правило – уметь выделяться (в хорошем смысле).

Зайдите на биржу контента или сайт фриланса, где зарегистрированы и найдите заинтересовавший заказ. Почитайте заявки и комментарии. Всюду стандартные фразы: «Выполню быстро и качественно», «Сделаю», «Напишу интересную, уникальную статью».

Ну и как заказчик определит, кто лучше выполнит заказ? Одни копирайтеры ничего не пишут в заявках, а другие указывают на очевидные вещи. Понятно, что заказ выполняется быстро и качественно. На то, что работу выполнят медленно и как попало, работодатели не рассчитывают. Выходит, копирайтеры массово предлагают одно и то же. А где же индивидуальность, изюминка?

Единственный выход для заказчика – посмотреть на рейтинг автора. А ведь талантливый новичок иногда напишет текст намного лучше, чем опытный копирайтер. Рейтинг – это не показатель 100% качества. Можно сутками напролёт строчить килознаки, но при этом не развиваться. Иногда новичками становятся способные авторы, пишущие на других биржах или «забаненые» ранее администрацией.

Откроем один маленький секрет. Новички способны выхватить заказ у копирайтеров с рейтингом. Покажите заказчику, что вы – именно тот, кто выдаст требуемый результат.

Что нельзя писать в комментариях к заявке на биржах контента и сайтах фриланса?

1. Оставлять поле пустым. Так показывается неуважение к заказчику и безразличие к результату. Констатируется факт: «Мне просто нужна хоть какая-нибудь работа, а на вас плевать». Работодатели не любят таких копирайтеров.

2. «Выполню работу качественно и в срок». Эту фразу пишут, если на заказ никто больше не претендует (сложная тема, низкая оплата).

3. «Разбираюсь в такой-то теме». Это ещё предстоит доказать! Иногда люди верят на слово. Но лучше разместите подходящие статьи в портфолио, а в заявке напишите, что предоставите образцы работ по теме заказа.

4. «Выполню», «Сделаю», «Готов взять в работу», «Беру» и так далее. Равносильно тому, что ничего не написали.

В первую очередь встаньте на место клиента, подумайте над решением проблемы заказчика. Ссылайтесь на статьи в портфолио, предлагайте идеи. Продемонстрируйте знание тематики, интеллект и любовь к делу. Будьте не таким, как большинство (только не клоуном), экспериментируйте.

Если не хотите, чтобы другие копирайтеры присвоили креативные идеи из заявки, воспользуйтесь функцией «скрыть текст», которая доступна на биржах контента.

Начальное обсуждение проекта 

Грамотное поведение на этом этапе с вероятностью 80% освободит от следующего пункта или облегчит работу в дальнейшем. Как только заказчик дал автору работу, он остаётся ещё на связи и готов к открытому диалогу. Если возникли вопросы по проекту, спрашивайте сразу. Уточняют предпочтения относительно конечного результата или просят разъяснить непонятные моменты в техническом задании. Когда возьмётесь за работу, заказчик будет считать, что делегировал полномочия автору.

Уточняющие вопросы

Конечно, проблемы желательно решать на предыдущем этапе. Но если вопросы всё-таки возникли, не стесняйтесь спрашивать. Запомните: всё знать и уметь невозможно просто физически. Поэтому если возникает работе “тень” непонимания важного факта или недосказанность – сразу согласуйте это с заказчиком.

Главное – тщательно отбирайте предмет обсуждения. Бесконечные глупые вопросы и уточнения будут раздражать клиента.

Важно поддерживать в отношениях деловую атмосферу. Не заваливайте человека рассказами о личных проблемах, собственном опыте, увлекательными событиями из жизни. Это допускается только, если заказчик первым начнёт общение на отвлечённые темы.

Деловая атмосфера не означает сухое и строгое отношение к заказчику. Оставайтесь доброжелательным, весёлым и открытым к диалогу.

Исполнитель и заказчик – это два равных партнёра, а не хозяин с рабом. У них разные потребности, но одна цель – использовать тексты для достижения конкретного результата.

Как относиться к самому себе и заказчику? 

Избегайте две крайности в общении с заказчиком: высокомерие и принижение собственных достоинств. Первая проблема часто наблюдается у опытных копирайтеров, а вторая – у новичков.

Профессионал заслуживает серьёзного отношения. Но целовать пятки эксперта заказчик не обязан. Как вести себя на практике?

Спокойно и уверенно. Если что-то не знаете, не бойтесь спрашивать и уточнять. Никто не обязан досконально разбираться во всех аспектах работы, даже профессионалы.

Не бойтесь быть новичком! Все с этого начинают. Цените собственный труд и талант, а деловые партнёры найдутся.

Избегайте заказчиков, не уважающих труд копирайтеров. Если заказчик несправедливо критикует автора, называет бездарем, лентяем, глупцом, то перед вами типичное хамло. Адекватный человек в случае неудовлетворённости результатами работы укажет на недочёты или откажется от дальнейшего сотрудничества. Но не будет опускаться ниже плинтуса и ныть или самоутверждаться, принижая достоинство другого.

Добившись признания и успеха, не задирайте нос. Оставляйте корону дома. Не намекайте заказчику, что он глупец, а вы лучше разбираетесь в вопросе. Вебмастер знает целевую аудиторию, поэтому прислушивайтесь к нему. Сотрудничайте, а не конкурируйте. Если в корне несогласны с заказчиком, постарайтесь дипломатично и аргументировано убедить в разумном решении.

Знаете, чем звёздный копирайтер отличается от рядового исполнителя?  Партнёрским отношением к заказчикам. Авторы-аутсайдеры злятся, жалуются, устраивают разборки и войну с клиентами. А профессионалов, решающих проблемы работодателей, те ценят, холят и лелеют.

Tags: 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

Здравый подход. Всегда

Здравый подход. Всегда было большой проблемой лично для меня поиск заказчиков и умение им себя преподнести. Очень важный момент, что ко всему нужно подходить с креативом, даже к составлению заявок. Респект за статью!