Юзабилити сайта и SEO – братья-неразлучники

Аватар пользователя Antale

Photo by Helloquence on Unsplash

Почему одни сайты «пролетают» мимо внимания пользователей, а другие попадают в закладки? Почему на одни ресурсы посетители возвращаются вновь и вновь, а на других задерживаются лишь на несколько секунд? Задумывались ли вы, почему на вашем сайте время, проведенное пользователем и глубина просмотра страниц оставляет желать лучшего? Даже если контент самый уникальный и ценный, даже если страницы попали в топ поисковика, но «гости» не задерживаются. Над SEO вы потрудились, так в чём проблема? Возможно, причина в неправильно организованном юзабилити.

Для успешного продвижения одинаково важны две составляющие – SEO и юзабилити сайта. Используя только один компонент невозможно добиться положительного результата в увеличении конверсии веб-ресурса. Качественная оптимизация в совокупности с удобством и простотой использования сайта поможет привлечь целевых посетителей.

Множество сервисов и сайтов, предоставляющих SEO-услуги, непременно предложат вам протестировать юзабилити вашего сайта. Ведь как ни крути, встречают по одёжке, а провожают по уму. Касательно сайтов, одёжка должна быть не только красивой и привлекательной, но ещё и удобной. А то, что в неё облачено, востребованным, качественным и ценным. Но обо всем по порядку.

Что такое юзабилити сайта

Итак, юзабилити. Что это такое? Википедия говорит, что это набор свойств какой-либо системы, способствующий удобству её использования. Для веб-ресурса, как системы, можно утверждать, что это сочетание его внешних характеристик, внутреннего наполнения (содержания) и инструментов, позволяющих посетителю решить свои поисковые задачи: быстро найти нужную информацию, купить необходимый товар или получить услугу.

Именно посетители оценивают простоту, удобство, дизайн сайта. И именно конверсия, соотношение количества посетителей к активному действию, определяют качество сайта.

Сделать сайт привлекательным, удобным и полезным для целевой аудитории – задача каждого уважающего себя веб-мастера и оптимизатора. Три кита, на которых строится юзабилити, – это дизайн, инструменты пользователя и контент.

Некоторые сайты хорошо оптимизированы под поисковые системы, но имеют недостатки в юзабилити. Посетители быстро уходят с таких веб-ресурсов, поскольку они неудобны в использовании и надо потратить много времени, чтобы разобраться, что к чему. Другие сайты, наоборот, имеют понятное юзабилити, но недостаточно грамотно оптимизированы под поисковики. Такие сайты сложно обнаружить через поиск, поэтому аудитория этих веб-ресурсов немногочисленна.

Для эффективного продвижения сайта, привлечения посетителей и их удержания необходимо, чтобы SEO и юзабилити гармонично сочетались. Ни одна из этих составляющих веб-ресурса не дает ожидаемого результата, если используется отдельно. Важно проводить комплексную работу, которая будет включать действия по SEO-оптимизации сайта и привлечению посетителей, а также меры по улучшению качества юзабилити и обеспечению комфортного пребывания пользователей на сайте.

Как грамотно совмещать SEO и юзабилити

Для поискового продвижения сайта используется контент, «заточенный» под ключевые слова. Пользователи приходят на сайт, который может предложить им уникальные и полезные статьи, актуальные новости, популярные обзоры, аналитику. Именно тексты интересуют посетителей в большей степени. То же касается и поисковых систем. Поисковики оценивают сайт по многочисленным параметрам. Первоочередная роль в ранжировании принадлежит текстовому контенту.

При создании и публикации текстов важно не совершать следующих ошибок:

  1. Переоптимизация. Для быстрого наращивания трафика многие оптимизаторы используют большое количество поисковых запросов в небольших текстах. Для обычного пользователя подобный текст не представляет интереса. Даже если человек зайдет на сайт, он не станет читать статью, которая напичкана ключевыми словами и не несет ценности. Поисковые роботы также не обрадуются переоптимизированным текстам и могут посчитать такой текст спамным. За присутствие таких материалов на сайте поисковик может наложить бан и полностью исключить веб-ресурс из индекса системы.
  2. Недооптимизация. Другой крайностью является использование слишком малого количества ключевых слов для продвижения сайта. Владелец сайта уделяет много внимания внешнему оформлению, созданию удобного меню, оптимизации структуры сайта, но забывает о необходимости подготавливать правильные тексты. Контент без поисковых запросов может быть очень полезным и интересным, но его не увидят пользователи. Чтобы сайт попал в результаты выдачи Яндекса или Гугла, размещенные на нем тексты должны содержать ключевые слова. Красивый дизайн и удобное юзабилити не смогут привлечь посетителей. Без SEO-оптимизации сайт затеряется среди тысяч других площадок.

Для правильного совмещения SEO и юзабилити необходимо позаботиться о публикации оптимизированных текстов и создании условий для комфортного пребывания людей на сайте. Важно качественно оформить текст, чтобы его было удобно и легко читать.

Роль скриптов

Если при создании сайта будет использовано большое количество скриптов, это отрицательно скажется на SEO. Текст, который присутствует в динамичном меню, не считывается поисковыми машинами. Это может плохо отразиться на SEO-продвижении. С одной стороны, такое меню будет выглядеть привлекательным для пользователей, с другой – снизит эффективность поискового продвижения. Необходимо использовать скрипты в небольшом количестве, чтобы это не навредило сайту.

Оптимизация внутренних ссылок

Правильная внутренняя перелинковка сайта улучшает не только поисковое продвижение, но и юзабилити. Пользователи могут легко перейти по ссылке на страницу, где размещен дополнительный материал к статье, предыдущая информация по теме или описание термина. Посетителю не надо будет возвращаться в основной раздел или заходить в меню в поисках необходимой информации. Полезные ссылки на статьи внутри сайта упрощают процесс пользования веб-ресурсом и способствуют экономии времени пользователей.

Перелинковка помогает распределить ссылочный вес и повысить Page Rank. Все это приводит к повышению эффективности поискового продвижения.

Чек-лист по анализу юзабилити сайта

планирование

Photo by Marten Bjork on Unsplash

Изучайте и правьте по пунктам. Почему лучше сразу делать анализ и настраивать? Считаю, что так дело быстрее сдвинется с мёртвой точки, вы ничего не упустите. Ведь если сначала изучить пласт теории, а затем приступить к практике, не исключено, что какие-то моменты могут выпасть из поля внимания. Сделать сайт максимально удобным и полезным для пользователя, интегрировать функционал с SEO-оптимизированным контентом и обеспечить к нему лёгкий доступ – наша с вами первостепенная задача. Приступим.

Предлагаю «пройтись» по основным показателям юзабилити вашего сайта. Каждый из этих пунктов можно ещё расширить на несколько, поэтому, я постаралась сконцентрировать в этом чек-листе основное:

  1. Тема сайта. Она должна быть лёгкой, светлой, с адаптивной вёрсткой, быстро грузиться (1-2 с), не содержать нагромождения медиа, иметь декстопную и мобильную версии.
  2. Все страницы выполнены в одном стиле. Шапка, слоган и меню одинаково отражаются на всех страницах.
  3. Уникальный узнаваемый и кликабельный логотип. Клик по Лого ведёт на Главную страницу.
  4. Стандартное расположение ключевых элементов. Логотип – слева вверху, поиск – сверху по центру или слева, контакты – вверху справа. Пользователь не должен думать, где и что найти. Всё под рукой.
  5. В футере – сквозная ссылка на Карту сайта.
  6. Все ссылки при наведении подсвечиваются. Они достаточно длинные, чтобы не заставлять посетителя целиться. Как показывает практика, безанкорные «тут» и «здесь» кликаются реже, хотя они тоже нужны.
  7. Уникальный фавикон соответствует логотипу. Именно по фавикону пользователь у себя в закладках будет распознавать ваш сайт и заходить на него снова.
  8. Заметные кнопки CTA (call to action) – призыв к действию. Варианты CTA: «Читать далее», «Зарегистрироваться», «Купить», «Подписаться», «Поделиться», «Оставить отзыв», «Развернуть», «Редактировать», «Обратный звонок», «Подарок» и другие. Кнопок должно быть достаточно, но не слишком много. Они должны быть заметными, но не раздражающими. Квадратные и прямоугольные предпочтительнее. Круглые хуже воспринимаются и меньше кликаются.
  9. В дизайне не должно использоваться более 4 цветов. О психологии цвета рассуждать можно много и долго, но это не темя сегодняшней статьи, хотя и очень интересная.
  10. Пункты меню – кратко и понятно. Не использовать «заумную» терминологию и длинные словосочетания. Пользователь не должен искать в Википедии, что значит то или иное слово в меню на вашем сайте.
  11. Страница «О компании», «О сайте», «Автор сайта», «Обо мне», «Наши специалисты», «Наша команда» повышает доверие. На ней – фото, сканы документов, текстовая информация, контакты.
  12. Грамотно организованная функциональная страница 404 с контактами, поиском по сайту и дружелюбным коротким текстом.
  13. Отсутствие раздражающих посетителей факторов: всплывающих окон, закрывающих контент; медиа-рекламы на главной странице; мелькающих галерей и обилия рекламы.
  14. Наличие плавающей кнопки прокрутки «Наверх» или «В начало» на страницах, которые не помещаются на экране, избавляет пользователя от необходимости крутить колёсико мышки.
  15. Отсутствие неработающих элементов: некликабельных ссылок, неоткрывающихся картинок, неработающих кнопок, недоступных видео. Всё это нужно удалить или исправить.
  16. И чуть не забыла – SSL-сертификат с заветным зелёным замочком, повышающим доверие пользователей и поисковых систем.

Друзья, возможно, что-то еще важное я упустила. Ведь в одной статье изложить всю информацию о юзабилити сайта практически нереально. Да и сайты разные. Блоги, информационники, а особенно магазины и сайты услуг, требуют разного подхода в организации веб-пространства. Жду ваших комментариев и дополнений. И пусть число наших «юзеров» растёт в геометрической прогрессии со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.

Оценка: 

0
Голосов пока нет

tegi: